Навигация по сайтуНавигация по сайту

Как развивать свои умственные способности

Знания не передаются по наследству. Но природа наделила человека задатками, на основе которых развиваются разнообразные творческие способности, обеспечивающие усвоение знаний.

Возможности человеческого мозга колоссальны и, по-видимому, неограниченны. Наукой давно доказано, что при обучении используется 7—10 % этих возможностей. Человек способен выучить 20—30 языков, усвоить курс 10—12 институтов. Не правда ли, эти цифры впечатляют и заставляют задуматься?

Отметим как аксиому утверждение, что ни к чему не способных людей нет. Однако следует оговориться, что успех в овладении знаниями зависит не только от способностей, но и от трудолюбия и отношения к учению. Поэтому как при различных способностях ученики могут учиться одинаково, так и при одинаковых способностях успехи могут быть различными. Никакие способности не могут развиваться сами собой, без постоянного саморазвития и самообразования.

Что же такое умственные способности? Это качества личности, которые обеспечивают относительную легкость и успешность в овладении знаниями.

Способный ученик отличается следующими качествами:
— быстро и правильно понимает изучаемый материал;
— долго хранит в памяти наиболее полезную информацию;
— обладает достаточным арсеналом методов и способов умственных действий;
— умеет решать учебные и жизненные задачи.
Кроме общих способностей, есть способности специальные: литературные, математические, художественные и другие.

Способности, как и мускулы, нужно развивать путем упражнений. Недаром у многих писателей есть девиз: «Ни дня без строчки!», а музыканты говорят: «Чтобы играть, надо играть!» В самом деле, те, кто занимался музыкой, знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через ежедневные многочасовые занятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь эти гаммы ежедневно играют и начинающие музыканты (учащиеся музыкальных школ), и великие пианисты.

Но дело не только в количестве упражнений, а и в силе напряжения, в системности умственной работы, ее методике. Замечательный географ, геолог и писатель Владимир Афанасьевич Обручев (автор знаменитого романа «Земля Санникова») говорил, что «способности, как и мускулы, растут при тренировке». Наукой установлено, что способности развиваются только при максимальном напряжении умственных сил, которое бывает при выполнении сложных заданий, решении трудных, но посильных задач.

В методике, разработанной Народным учителем Виктором Федоровичем Шаталовым (автор пособия относит себя к убежденным его ученикам и последователям), главнейшим дидактическим принципом, обеспечивающим высокие учебные достижения, является принцип обучения на высоком уровне трудности. Именно такое обучение и обеспечивает радость от преодоления трудностей и результативности работы.

Развивать свои умственные способности легче при соблюдении некоторых условий.
Первое — заставьте себя заинтересоваться изучаемым материалом. Еще А. С. Пушкин отмечал, что мы «ленивы и нелюбопытны». А французский писатель Анатоль Франс говорил: «Чтобы переварить знания, нужно поглощать их-с аппетитом». Волевые усилия, потраченные на «вхождение в интерес», будут щедро компенсированы высокой результативностью восприятия и усвоения учебной информации. Вспомните, какими любопытными мы бываем в детстве. Именно в детстве мы познаем мир, приобретаем жизненный опыт, на основе которого строится все наше будущее. К сожалению, взрослея, мы значительно утрачиваем это бесценное качество. А без любопытства мозговая работа идет вяло и малопродуктивно. Поэтому: обучаясь, будем любопытными. Важно преодолеть инертность мысли в начале работы, а потом трудное станет интересным.

Второе — постоянно расширяйте свой кругозор, обращайтесь к знаниям из разных областей науки, искусства и практики. Пусть на вашем рабочем столе или в книжном шкафу на видном и доступном месте стоят тома универсальной справочной литературы (энциклопедии, справочники). У вас есть компьютер. Инсталлируйте в него великолепную «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия». Версия 2003 года содержит 83357 энциклопедических статей, 20895 высококачественных мультимедийных иллюстраций, статистические данные по всем странам мира, иллюстрированную хронику всемирной истории, современный словарь русского языка С. С. Ожегова и Н. И. Шведовой, толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина, интерактивный географический атлас мира, карту звездного неба.

Постоянно обращаясь к справочникам и энциклопедиям, вы в самостоятельной учебной работе будете использовать межпредметные связи, добавляя «кирпичики» в огромное здание своего мировоззрения. Без этого невозможно решение учебных и жизненных задач.

Помните, что приобретаемые знания обладают способностью «притягивать» к себе новые знания. Н. Г. Чернышевский тонко подметил: «Знания возбуждают любовь: чем больше знакомишься с наукою, тем больше любишь ее». А Виктор Федорович Шаталов справедливо считает, что знания «агрессивны» в хорошем смысле этого слова.

Завоевать мир через завоевание знаний о нем — преинтересное занятие.
Трудность здесь в том, что мы не всегда умеем мужественно смотреть в глаза своему незнанию, а ведь именно отсюда начинается дорога по расширению знаний.

Третье — углубляйте знания, не скользя по поверхности изучаемого материала, а объясняя и доказывая изучаемые правила, теоретические положения. Глубокий аналитический ум способен уяснить сущность предмета или явления, понять их связь с другими предметами и явлениями.

Четвертое — развивайте гибкость мышления, то есть его способность идти к решению мыслительной задачи разными путями. Гибкий ум способен отказаться от привычных способов решения задач и пойти новым, оригинальным путем; он как бы поворачивает в сознании объект мысли то одной, то другой стороной, чтобы лучше его познать.

Пятое — учитесь мыслить самостоятельно, критически. Развитый ум соединяет в себе «несомненное» с «сомнением». Конечно, без доверия к науке нельзя ничему научиться, но, усваивая знания, полезно самостоятельно проверять их в столкновении с другими факторами.

Шестое — овладевайте умением обобщать, то есть учитесь за каждым частным, конкретным случаем или явлением видеть общее, типическое. Варьируйте два основных способа познания — индукцию (умозаключение от частного к общему, от фактов к некоторой гипотезе, общему утверждению) и дедукцию (вывод по правилам логики; движение от общего к частному, конкретному). При индуктивном подходе полезно составление по ходу работы обобщающих таблиц и схем, при дедуктивном — работать с опорными конспектами (см. главу «Кодирование учебной информации с помощью опорных сигналов»).

Мы считаем дедуктивный способ более прогрессивным. Вспомните Шерлока Холмса и его знаменитый дедуктивный метод расследования преступлений. Великий сыщик не собирал по крупицам необходимые для расследования улики. Он сразу пытался представить всю картину преступления,’ а затем доказывал его подтверждающими уликами. В этом же ключе работает и известный герой телесериала лейтенант лос-анжелесской полиции Коломбо.

Для школьника процесс познания начинается на уроке со слушания объяснения учителя.

Опубликовано: 29.12.2008 в 10:48

Похожие статьи

Вперед Назад

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: