Тромбофлебит. Артериальный спазм
Тромбофлебит, сопровождающийся артериальным спазмом, известен также под названиями голубой флебит, псевдоэмболический флебит, гангрена венозного происхождения, массивная венозная окклюзия, ишемизирующий тромбофлебит.
Из 201 случая, приведенного в мировой литературе, 105 сопровождались гангреной. Голубой флебит чаще всего встречается при злокачественных опухолях, после тяжелых операций, травм, при кардиопатиях, инфекциях, язвенных колитах, диабете. Клинически голубой флебит обычно появляется внезапно. Отек выражен умеренно. Характерен цианоз всей конечности. Пульсация артерий отсутствует в 2/3 случаев. У 7з больных заболевание излечивается, а 2/3 наступает гангрена, иногда ограниченная конечной частью органа, а иногда захватывающая всю конечность.
Смертность составляет 26%. При сомнительном диагнозе и подозрениях на артериальный тромбоз необходимо сделать артериографию. В случаях голубого флебита, как это имело место в нашем наблюдении, артерия находится в состоянии спазма, однако проходимость ее сохранена.
Распространенный тромбоз поверхностных и глубоких вен, достигающий самых малых ответвлений сосудов, приводит к тому, что перемещающаяся по проходимой артерии кровь не может вытолкнуть кровь из капилляров, вследствие чего и наступает их разрыв.
Артериальный спазм возникает вследствие раздражения адвентиции в результате венозного тромбоза. В приведенном нами случае общий диаметр бедренной вены был 1,5 см, тогда как артерия, находившаяся в состоянии спазма, имела диаметр всего несколько миллиметров.
В связи с отеком конечностей теряется около 4 л жидкости, а поскольку больные ослаблены основным заболеванием, то вследствие этой потери жидкости они ослабевают еще больше — возникает тяжелый шок и может даже наступить смерть, если немедленно не вмешаться, начав внутривенные вливания.
Лечение заключается в восстановлении объема крови, введении антикоагулянтов, создании возвышенного положения конечности, наложении повязки и введении спазмолитических препаратов (папаверин, новокаин). Произведенная в первый момент заболевания поясничная новокаиновая блокада может уменьшить артериальный спазм. В более поздние сроки, однако, а также при появлении слабых пульсаций артерии следует отказаться от новокаиновой блокады, поскольку она усиливает венозный стаз.
Больная М. М., 36 лет, рабочая, переведена из родильного дома в связи с отеком кисти и предплечья, цианозом кисти и пальцев отсутствием чувствительности и движений в пальцах, пульса на лучевой и плечевой артериях в области локтевого сгиба. В средней трети плечевой артерии пульс сохранен. В области локтевой складки следы многих уколов.
Больная находилась в родильном доме в состоянии геморрагического шока, наступившего после аборта на VI месяце. В связи с этим производились массивные гемотрансфузии, повторные введения глюкозы, вводились изупрел и антибиотики. Последние вызвали тромбоз поверхностных вен и плечевой артерии.
Оперативное вмешательство произведено через 23 ч после появления цианоза и отека руки под местной анестезией. Обнажена в нижней трети плечевая артерия и произведена артериография, в результате которой установлено наличие спазма всех артерий предплечья без тромбоза.
Одна из двух плечевых вен, сопровождающих артерию, была тромбирована: тромб удален с помощью зонда Фогарти, при этом извлечены кровяные сгустки, закупоривавшие вену до уровня подмышечной вены. Произведена также периартериальная симпатэктомия плечевой артерии. После операции рука стала теплой, появился пульс на лучевой артерии, появились движения и чувствительность в пальцах. Через 15 дней после операции больная была выписана при еще сохранившемся цианозе последней фаланги указательного и безымянного пальцев. В заключение необходимо заметить, что спазм плечевой артерии и артерии предплечья, наступивший вследствие тромбоза одной из плечевых вен, вызвал острые ишемические расстройства кисти и предплечья, которые без оперативного вмешательства привели бы к гангрене, во всяком случае пальцев.